Чем и как себя заинтересовать?

Если вас порой одолевает скука, если вам никак не удается найти себе интересное занятие, то оставайтесь со мной, сегодня будем читать книгу «Формула интереса», которая как раз исследует этот вопрос: как воспитать в себе интерес, какие интересы бывают и что значит — жить интересной жизнью.

Книга «Формула интереса» опубликована в 1989 году в серии «Познай себя. Психология — школьнику». Даже если вы уже давно не школьник, не бросайте чтение, возможно вы узнаете что-то интересное и полезное для себя. Лично я нашла в книге много такой информации, которая, как мне кажется, мне пригодится. А ведь мне уже 38 лет.

Казалось бы, ну что взрослая женщина может найти для себя в небольшой книжке, предназначенной для школьников? Оказывается, может. Я узнала из этой книги о том, что интересы бывают разные. И теперь мне отчасти понятно почему у меня мертвым грузом лежит так много книг и принадлежностей по рисованию. Еще мне было интересно прочитать о том, что делает с человеком дело, которым заниматься ему совсем не интересно. По-другому  теперь взглянула и на скуку. И мне кажется, что я нашла для себя ключик, который открывает двери в интересную жизнь. Но обо всем по порядку.

Что такое интересы и какие они бывают?

Автор книги в целом ряде экспериментов выяснил, что в человеке живут два разных вида интересов. Они принципиально различаются между собой. Мы можем назвать их: любопытство и любознательность. В прошлой статье я писала о книге «Мир увлеченных людей». И там интерес не подразделялся на два типа. Говорилось о любопытстве. Но оказывается, одного любопытства мало, чтобы попасть в мир по-настоящему увлеченных людей. Потому что любопытство — это интерес с маленькой буквы. Этому влечению важен только конечный результат.

То есть вам интересно посмотреть фильм, но самому снимать фильм не хочется. Хочется отведать вкусное блюдо, но научиться его готовить — нет. Любопытство — это потребительский интерес, который постоянно оглядывается в поисках развлечений и не находя их, погружает человека в скуку. В состояние, когда так хочется, чтобы что-то интересное случилось, что мы готовы на всякие безумства и дурачества. Такие интересы есть в жизни каждого человека, но строить на них свою жизнь нельзя. Потому что любопытство — зыбкий фундамент.

Поэтому нам стоит найти в себе интересы более глубоко уровня — ИНТЕРЕСЫ с большой буквы. А по-другому любознательность. Эти интересы не иссякают так быстро, как любопытство. Они разжигают в нас страсть к какому-то предмету, которая может продолжаться всю жизнь. Это как встретить и полюбить человека. И быть готовым идти с ним рука об руку всю жизнь. В богатстве и нужде, в горе и радости, и так далее. Потому что дорога, на которую вас выведет любознательный интерес не будет усыпана лепестками роз. На этом пути нас будут встречать трудности и испытания. Потому что это неотъемлемая часть этого пути. Потому что любознательность обращена не к конкретному результату, а способу его получения.

Мы хотим не просто получить пятерку по геометрии, мы хотим понять этот предмет. Мы не просто пробуем вкусное блюдо, а хотим знать, как его приготовить. Мы погружаемся в Дело, потому что чувствуем, что нам есть что сказать.

Наверное так и можно по простому дать определение этим двум видам интереса: любопытство — это когда нам хочется послушать, посмотреть, а любознательность — это когда нам есть что сказать. Пусть не сразу есть, что сказать, но мы чувствуем, что на этом пути откроем что-то, чем нам захочется поделиться с миром.

Что такое скука?

Каким бы путем мы не двигались в жизни, какие бы виды интересов — любознательность или любопытство — нас не направляли, нам может встретиться на пути зверь по имени Скука. Автор, Дусавицкий, считает скуку Тенью интереса.

Легко представить, что на пути любопытного человека встречаются скучные моменты, часы или даже дни. Его интересы быстро возникают и быстро насыщаются новизной, требуя все новых и новых впечатлений и развлечений.

Но как человек. который идет по жизни, ведомый глубинным интересом, может заскучать? Разве любознательность может пресытиться? Конечно, нет. Скука на пути такого человека означает, что он где-то свернул не туда, сфальшивил, польстил себе и допустил некачественную работу. В этом случае, нужно остановится и спросить себя, а не обманул ли я себя в чем-то? Честен ли я перед собой и своим делом?

Очень интересно в книге описано состояние человека, который охвачен скукой, или занят неинтересным делом. Вот кажется, скучно и скучно? Но это же не вредно для здоровья? И заставлять себя делать то, что неинтересно, тоже не опасно. Оказывается, нет! Вот что написано в книге по этому поводу:

Но вот — ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание.

Уж какая тут работа органов чувств — он вообще перестает что-то видеть и слышать. Мозг тупеет: отрицательные эмоции притупляют и интеллект. Ребенок кажется глупым, неспособным, куда-то деваются обретенные им умения — он неловок, все у него валится из рук.

А теперь сравним это описание с описанием ребенка, которому интересно:

Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные быстрые. Да и как может быть иначе — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она — точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.

Вот что хотите делайте со мной, но я сейчас пишу эту статью и понимаю, что я больше себе напоминаю первого школьника. Хотя вроде бы люблю писать, люблю читать и люблю рассказывать.

Значит сейчас, когда я пишу эту статью, мною движет нечто такое, что заставляет меня тревожиться по поводу оценки. Мне хочется правильно решить задачу — написать интересную и оптимизированную под поисковые системы статью. И я больше переживаю о том, попаду ли я на первую страницу выдачи, будут ли у меня читатели и комментарии, чем… А кстати, о чем же переживает человек, которым двигает ИНТЕРЕС?

Пороемся в книге еще. Вот что тут написано про этот самый ИНТЕРЕС: «Этот интерес — стойкий, греющий душу не только при наличии привлекательных объектов, но и при их отсутствии. Но, может быть, самое главное, что такой интерес бескорыстен, познание в этом случае для человека не средство, а цель деятельности: это именно то, что роднит великого Эйнштейна и шестиклассника Петю, решающего задачу, о которой давно забыли и сверстники, и сама учительница».

Слышали? Это бескорыстный интерес. А мне хочется одновременно и угодить читателю и поисковым системам, да еще и получать удовольствие от своей деятельности. Задача неразрешимая. Проблема. Что же делать?

Я не знаю, обычно говорю я. Опускаю руки. Заползаю в свою скорлупу. Или насильно заставляя писать себя статью, а потом мне ее даже перечитывать не хочется. В-общем, веду себя как типичный любопытный человек. Как же мне перепрыгнуть на орбиту любознательных людей, если передо мной стоит неразрешимая задача? Если передо мной «отвесная скала», по которой мне никак не взобраться?

В книге написано, что надо научиться по другому относится к проблемам. Приведу большую цитату, чтобы ничего не упустить. Цитата здесь начинается с ситуации, где школьник не может справится с заданием. Что же ему делать? Он решает, что:

единственный способ здесь — ВЫУЧИТЬ все наизусть. Но все выучить невозможно, голова пухнет как футбольный мяч: достаточно где-то пробела, встречи с задачей, в которой как-то необычно сформулированы условия, когда надо не угадать формулу, а подумать, и весь наработанный багаж улетучивается, становится бесполезным. Остается сказать только одно: «Мы такие задачи не решали». И тем самым, как бы найти оправдание. Но сказать так можно учителю — жизни так не скажешь. Сама жизнь есть сплошная задача. Поэтому отношение к задаче, либо как к докучливой преграде, которую можно одолеть. только имея в руках готовый ключ к замку, либо как к естественной реальности, требующей работы собственной души, определяет способы поведения человека и создает предпосылки для формирования его характера, определенного типа личности.

Что тут скажешь? Теперь мне понятно, почему чуть что, я сразу бегу в интернет в поисках очередной рекомендации или курса о том, как писать статьи, как вести и продвигать блог. Потому что ищу готового решения.

Автор — Александр Константинович — говорит мне, что на развилке дорог, где расходятся в разные стороны любопытные и любознательные, я  «предпочитаю накатанное шоссе, проложенное чужими руками», вместо того чтобы уйти «от проторенных путей в сторону». Любознательный не обходит гору стороной, он идет в гору. Лезет на эту скалу. Почему? Потому что ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ИДТИ ВПЕРЕД!

 

Рубрика: Книги.